учитель начальных классов

Головко Елена Валентиновна

 

Я-Учитель

 

 

 

Участие в Федеральном  эксперименте (2001-2005) «Совершенствование структуры и содержания        общего образования», работа с авторским УМК «Начальная школа ХХ! века»  самый замечательный   период моей педагогической деятельности, обогативший мои знания и опыт работы.

 

 

Способы организации дифференцированной работы на уроках

 русского языка.

 

  

        Всякие прогрессивные изменения в обществе и связанные с ними социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребёнка в обществе. В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребёнка, то есть индивидуализировать процесс обучения. Очень актуально звучат в наше время слова Л. Н. Толстого: «Ребёнок стоит намного ближе, чем взрослый, к «тем идеям гармонии, правды, красоты и добра», которые ему навязывает взрослый, поэтому он может помочь детям только одним – создать условия для самовыражения».         

         О дифференциации обучения говорится давно и много, но концептуальные основы дифференциации обучения чаще всего предполагали лишь увеличение объёма предлагаемого ученику материала («сильные дети получают заданий больше, а «слабые» - меньше). Такой подход к дифференциации обучения не позволял достичь основной, предписанной ему задачи развивать способности учащихся, способные дети не могли при таком подходе «двигаться вперёд» в своём развитии. Современные педагогические технологии, в том числе и  «Начальная школа XXI века» показали, что дифференцированное обучение может не декларироваться, а практически реализовываться через содержание учебников и рабочих тетрадей, позволяющих снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников.

      УМК «Начальная школа XXI века» включает в себя учебники и рабочие тетради, где  все задания по всем предметам представлены как разноуровневые, позволяющие не затормозить «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя, одноклассников).

      Реализуя предложенный вид дифференцированной  работы (выполнение упражнений разной степени трудности),  например, на уроке русского языка, учитель сталкивается с рядом трудностей. Ведь младшие школьники не умеют в должной мере планировать собственную деятельность, нет навыка самостоятельной работы (или он недостаточно развит) и порой даже «сильным» учащимся требуются дополнительные разъяснения по ходу выполнения упражнения, не говоря уже о «слабых», которые задают ещё и много несущественных вопросов, отвлекающих остальных учеников. Как организовать работу так, чтобы ученик мог ознакомиться и осмыслить задание, скажем, трёх разных по сложности упражнений и решить, какое же из предложенных упражнений ему по силам. Как дать возможность ребёнку, когда время на уроке ограничено, уяснить те аспекты задания,  незнание которых не позволило ему выбрать более сложное задание и способствовать его «продвижению вперёд». Возможно, предложенный вариант организации работы над разноуровневыми заданиями на уроке русского языка поможет, в какой-то мере, решить эти проблемы.

 

       1. Устно прорабатываются с учениками всего класса 2 – 3 упражнения разного уровня        сложности.

            Учащиеся  читают задание и обсуждают, как лучше с ним справиться, дают друг другу рекомендации: на что следует обратить особое внимание, чтобы избежать ошибок. Таким образом, устно планируют работу над каждым упражнением.

       2. Делают выбор, решают, какое из предложенных упражнений наиболее понятно, и ученик готов его выполнить.

       3. Право одного вопроса.

Договариваемся, что каждый может задать только один вопрос в ходе выполнения упражнения. Этот приём постепенно учит ребят определять, какой из возникших вопросов самый главный по значимости, позволяя тем самым избежать массы второстепенных вопросов (писать ли с красной строки, писать ли с большой буквы, до конца ли писать предложение и т.д.) на которые ученик сам в состоянии дать себе ответ. Постоянная готовность учителя ответить на любой, даже самый «глупый» вопрос, порождает «леность ума».

          4.Самостоятельное выполнение выбранного упражнения.

Если необходима помощь «слабым» учащимся, у учителя есть время для индивидуальной работы.

           5.Обязательно, параллельно с классом, 2 или3 ученика (зависит от количества выполняемых упражнений) проделывают работу над каждым упражнением на скрытой части доски. Если текст упражнения объёмный, выполняются наиболее значимые фрагменты упражнения, или делаются заготовки текста на интерактивной доске.

            6. Работа заканчивается по сигналу (по договорённости с ребятами, это может быть любой предмет, который появляется в момент начала выполнения работы и исчезает -  в момент её завершения).

Если есть учащиеся, которые намного опережают по времени остальных, они выступают в роли «консультантов» для тех, кто затрудняется при выполнении задания, или получают дополнительное задание.

              7. Коллективная проверка.

Все учащиеся, не смотря на то, какое именно упражнение выполняли, слушают как «защищают» свою работу ребята, которые выполняли упражнения на доске, если необходимо исправляют ошибки и задают вопросы.

   Таким образом, даже те учащиеся, которые не выполняли письменно более сложное упражнение, имеют возможность уточнить для себя то, что вызвало сомнения, тем самым помешало обрести уверенность в себе и не позволило выбрать более сложное упражнение для письменного выполнения.

  Получается, что каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени. Если учитывать, что в каждом учебнике и рабочей тетради упражнения представлены с избытком, такой вид работы позволяет освободить время для выполнения других, не менее интересными заданий.

    Другой путь решения проблемы, которые ставит перед собой дифференцированное обучение, заложен в специальных коррекционно-развивающих тетрадях  УМК «Начальная школа XXI века», разработанных для каждого класса начальной школы по основным предметам. Такие тетради позволяют учителю, с одной стороны, преодолеть трудности, возникающие у некоторых учеников в процессе изучения конкретных предметов, а с другой – дополнительный материал для развития сильных учащихся. Но перед учителем снова встаёт вопрос: как эффективно организовать работу в таких тетрадях, на каком этапе урока, ведь темп работы малышей, особенно в первом классе, зачастую, не позволяет учителю выделить время на уроке для работы в дополнительных тетрадях.

            Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности. По этому признаку можно разделить школьников на три группы:

Первая – характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников 36%)

Вторая – средней -   (50 – 55%)

Третья – низкой – (8 – 17%)

Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд неуспевающих, хотя в большинстве своём не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы. Поэтому задания в коррекционных тетрадях можно выполнять и не в соответствии с распланированным поурочно материалом, а пустить их, образно говоря в «свободное плавание».

        Так, например в 1 классе, сроки выполнения работ в коррекционных тетрадях регулируется самими учащимися:

1.   Задание «Закрасить части рисунка, внутри которых  есть буква, изучаемая на данном уроке. Правильное выполнение работы даёт возможность увидеть какую-нибудь фигуру».

 Первая группа (дети с высоким уровнем работоспособности, чаще всего это дети, которые уже умеют читать, и хорошо подготовлены к школе).

Выполняют задание самостоятельно, забегая вперёд распланированного по урокам материала, и выполняют это задание обычно в течение нескольких недель во всей тетради.

Вторая группа (дети со средней работоспособностью) - выполняют задание самостоятельно, но в соответствии с темой урока.

Третья группа (дети с низким уровнем работоспособности) – выполняют самостоятельно, но, как правило, с отставанием от изучаемой темы урока, в качестве повторения.

2. Более сложные задания разного типа: для отработки действия звукового анализа слов, для закреплений правил написания гласных звуков ит.д.

Первая группа – выполняет самостоятельно, за исключением отдельных разъяснений по некоторым вопросам, возникающим в ходе работы над заданиями. Работу над всеми упражнениями, предлагаемыми в тетрадях, обычно заканчивают в течение первой четверти, а отдельные учащиеся значительно раньше.

Вторая группа – выполняют задания с помощью учителя или консультантов-одноклассников. Работу над упражнениями всей тетради заканчивают в первом полугодии, вместе с окончанием курса «Грамота».

 Третья группа – выполняют задания с помощью учителя, дома -  с помощью родителей, до конца учебного года.

   Во 2 – 4 классах  коррекционно-развивающие тетради помогают эффективно проводить работу над ошибками. Учитель заранее выписывает на доске номера упражнений, направленных на отработку той или иной орфограммы. Учащиеся сами, с помощью одноклассников или учителя классифицируют свои ошибки, повторяют нужные правила и выбирают именно то упражнение, которое поможет устранить пробел в знаниях.

      Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. УМК «Начальная школа XXI века» включает содержания обучения, расширяющее границы программных требований, что позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся. Перед учителем стоит задача, как сделать процесс обучения на уроке, где идёт знакомство с материалом, превышающим традиционный объём, более результативным. На данном этапе особенно необходимо учитывать индивидуальные различия, проявляющиеся в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых – наглядно-образное, а у третьих словесно-логическое. В реальной жизни все три вида мышления  взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.

         Отсюда следует вывод, что одним учащимся легче запомнить материал, изложенный в виде правила с яркими, запоминающимися примерами, а другим необходимы чёткие схемы.

 Например: запоминание правила написания гласной в сочетании -ичк-,

- ечк-  имени существительного

 

Первая группа быстрее запомнит правило:

Сочетание – ичк - пишется в словах, образованных от слов на – ица-.

Сестрица – сестричка

В остальных случаях пишется – ечк-.

Дочка - дочечка

 

Вторая группа поймёт быстрее сказанное, если правило заключено в схему.

 

---ица                - ичк-

Сестрица - сестричка

 

                      -ечк-

Дочка - дочечка

Учимся применять правило.

1.  Выделим корень слова.

2.  Если в слове после корня в безударном положении слышится [ичк], определи, от какого слова образовалось данное слово.

3.  Если слово на – ица – пиши

-ичк -.  

        Если от слова не на – ица – пиши – ечк-.   

Учимся применять правило.

 

 

1.                

 

 

2.                    [ичк]  ?

 

3.     -- ица           - ичк-

 

4.            -ечк-

      Организуя дифференцированную работу на уроках, учитель использует такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную деятельность учащихся, руководимую учителем. Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной познавательной деятельности учащихся. В этой связи трудно не согласиться со словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского «В душе каждого ребёнке есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».     

                                                                                      

Головко Е. В.

Учитель начальных классов МОУСОШ№6 муниципального образования Ленинградский район.

 

Статья, опубликованная в журнале

«Начальное образование», выпуск № 2

Издательского центра «Вентана-Граф», Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 golovko-school40.narod2.ru 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz